в Google+ Мы в Google+ Архангельский Александр Александрович ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

30.01.2016

Архангельский Александр Александрович


Архангельский Александр Александрович - первый заместитель главного конструктора авиационного конструкторского бюро.

Родился 17 (29) декабря 1892 года в Казани. Окончил гимназию в Москве. В 1911 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Но уже в 1912 году перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учебы в МВТУ сразу стал активным участником воздухоплавательного кружка великого русского ученого Н.Е. Жуковского, а затем - сотрудником его аэродинамической лаборатории. После начала первой мировой войны, вызвавшей стремительное развитие авиационного дела в России, с 1915 года Архангельский преподавал в Московском воздухоплавательном училище и работал в созданном Жуковском расчетно-испытательном бюро. В эти годы он стал близким другом и соратником других учеников Жуковского, ставшими впоследствии гордостью отечественной авиации: А.Н. Туполева, Б.С. Стечкина, В.П. Ветчинкиным, А.А. Микулиным.


Окончил МВТУ в 1918 году. В том же 1918 году был создан Центральный аэрогидродинамический институт, первым начальником которого стал Н.Е. Жуковский. Там же начали работу практически все его ученики. Архангельский стал помощником заведующего авиационным отделом (заведующий - А.Н. Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций. В 20-е годы совместно с Б.С. Стечкиным спроектировал и построил несколько аэросаней "АРБЕС", ряд из которых собирались небольшими сериями.

С 1922 года Архангельский — ближайший помощник А.Н.Туполева в работе его конструкторского бюро. С 1926 года - заместитель главного конструктора А.Н. Туполева. Вместе с Туполевым проектировал аэросани и глиссеры, участвовал в создании первого советского цельнометаллического самолёта АНТ-2, первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3), пассажирского АНТ-14. Был ведущим конструктором пассажирского самолёта АНТ-9 («Крылья Советов», 1929), большой вклад внёс в проектирование самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

В 1932 году Архангельский назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе КБ Туполева. Первой самостоятельной конструкторской работой Архангельского стал многоместный опытный истребитель АНТ-21/МИ-3, был построен опытный экземпляр. Ведущий конструктор первого советского фронтового бомбардировщика АНТ-40, пошедшего в массовое производство под наименованием СБ. Эта машина стала одним из лучших творений советской авиационной мысли 30-х годов, показала отличные боевые качества в ходе гражданской войны в Испании, в боевых действиях в Китае. Всего было выпущено 6656 экземпляров СБ. На базе СБ Арзангельский создал пассажирский вариант АНТ-35 (ПС-35).

В 1936 году Архангельский назначается главным конструктором самостоятельного конструкторского бюро на авиазаводе N 22 в Филях, созданного на основе его бывшей конструкторской бригады. Там возглавлял работы по запуску в серийное производство бомбардировщиков СБ. По заданию И.В. Сталина им был создан новый скоростной бомбардировщик Ар-2. Самолет также показал достаточно хорошие боевые качества и был запущен в серию (выпущено 250 штук), принимал ограниченное участие в ряде локальных конфликтов и на первом этапе Великой Отечественной войны. Однако почти по всем основным показателям он уступал новому бомбардировщику Пе-2, в пользу которого его дальнейшее производство было остановлено.

В 1938 году А.А. Архангельский был арестован по ложному обвинению. Осужден он не был, а из тюрьмы направлен на работу в специальное конструкторское бюро, ставшее известным как "туполевская шарага". За время работы в ней награждался орденами. Работал над созданием опытного скоростного бомбардировщика. Освобождён в 1941 г.

С началом Великой Отечественной войны КБ Архангельского было слито с КБ Туполева и эвакуировано в Омск. А.А. Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора. В годы войны сосредоточил основные усилия над улучшением, доводках, развертывании серийного производства пикирующего бомбардировщика Ту-2. В 1943 году вместе с персоналом КБ Туполева возвратился в Москву и работает на авиазаводе № 156 над модернизацией Ту-2.

В конце 1945 года, когда И.В. Сталиным была поставлена задача по созданию в кратчайшие сроки советских стратегических бомбардировщиков Ту-4 (копия американского В-29), Архангельский был правой рукой А.Н. Туполева в ходе выполнения этого задания. Летом 1947 года опытная партия этих самолетов участвовала в воздушном параде в Москве.

За выдающиеся заслуги в области развития авиационной техники, в связи с двадцатилетием Опытного конструкторского бюро тов. Туполева, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1947 года Александру Александровичу Архангельскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

После 1947 года первый заместитель генерального конструктора А.Н. Туполева А.А. Архангельский возглавлял работы по созданию новых самолетов КБ. Специализировался на разработке фюзеляжа летательных аппаратов. При активнейшем участии Архангельского был создан торпедоносец Ту-14, семейство военных и пассажирских реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154.

С 1971 года А.А. Архангельский - председатель Научно-технического совета ОКБ А.Н. Туполева и главный конструктор ОКБ. Жил в городе-герое Москве.

Скончался 18 декабря 1978 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957, за создание пассажирского авиалайнера Ту-104), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1952), премии им. Н.Е. Жуковского Академии наук СССР (1962).

Награждён шестью орденами Ленина (1933, 1945, 1947, 1957, 1958, ...), орденом Октябрьской Революции (1971), четырьмя орденами Трудового Красного Знамени (в том числе в 1939 и 1963), двумя орденами Красной Звезды (1936, 1944), медалями.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск