в Google+ Мы в Google+ История создания Су-17М4 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

27.01.2013

История создания Су-17М4



Истребители-бомбардировщики Су-17М/М2, разработанные на ос­нове Су-7, в начале 1970-х годов стали основными ударными самолетами советских ВВС и довольно широко постав­лялись на экспорт. Между тем учебно-тре­нировочного самолета для подготовки лет­чиков для этих самолетов не было.

Эксплуатация Су-17 ранних модифи­каций выявила ряд недостатков само­лета, главным из которых являлся пло­хой обзор вниз - вперед. Летчик в ряде случаев просто не мог обнаружить цель визуально, да и возможности установ­ленного в кабине бомбардировочно­го прицела из-за ограничения обзора не реализовывались в полной степе­ни. С другой стороны, бурное разви­тие электроники позволяло значитель­но повысить боевую эффективность истребителя-бомбардировщика.



Совокупность вышеотмеченных фак­торов привела к решению начать одно­временное проектирование сразу двух максимально унифицированных меж­ду собой модификаций - спарки и ис­требителя-бомбардировщика. Поста­новление СМ СССР о разработке в ОКБ П.О. Сухого двухместного учебно-боевого самолета Су-19У и истребителя-бом­бардировщика Су-19 вышло в ноябре 1974 года. Обозначение «Су-19» суще­ствовало недолго: спарку стали называть Су-17УМ, а боевую машину - Су-17МЗ, однако факт присвоения проекту на на­чальном этапе совершенно нового обо­значения говорит о степени радикализма модернизации.
Первая публичная демонстрация Су-17М4 состоялась
на «Мосаэрошоу-92» в Москве на Ходынском поле

Показательно, что едва ли впервые в истории отечественной авиации наи­больший приоритет получила спарка Су-19У. В инициативном порядке рабо­ты по двухместному варианту в ОКБ на­чали еще в 1971 году, но шли они «ни шатко ни валко». Проектировался тра­диционный двухместный вариант с «об­резанными» боевыми возможностями.

На основании постановления СМ СССР начались работы по спарке, способной выполнять боевую работу с не меньшей, чем одноместный вариант, эффектив­ностью. Конечное изделие, Су-17УМЗ, по боевой эффективности уступало бо­евому Су-17МЗ, но это был шаг, кото­рый идеологически привел к появлению первой советской полноценной боевой спарки - Су-27УБ.

Для улучшения обзора вперед но­совую часть фюзеляжа отклонили вниз от продольной оси, а кресло летчика установили в кабине выше, чем на пер­вых Су-17. Обзор вперед из задней ка­бины, предназначенной для инструк­тора, обеспечивался поднимаемым перископом.

Благодаря новой кабине с развитым гаргротом спарка выглядит эдаким «го­ловастиком». Обводы носовой части фю­зеляжа Су-17МЗ полностью повторяют форму фюзеляжа спарки, только вме­сто задней кабины размещено БРЭО и то­пливный бак. Прототип спарки (изделие С-52У, серийный номер 51-01) был собран в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на нем выполнил летчик-испытатель ОКБ В.А. Кречетов 15 августа 1975 года в Жу­ковском. В 1976 году в небо поднялся пер­вый серийный Су-17УМ.
Су-17МЗ и Су-17УМЗ — экспонаты музея ВВС в Монино
Если первый вариант спарки, Су-17УМ, по составу бортового обору­дования фактически повторял Су-17М2, то внешне почти не отличимый от спар­ки боевой Су-17МЗ имел совершенно новый электронный «борт». На «трой­ке» расширили номенклатуру авиаци­онных средств поражения, увеличили количество узлов подвески вооруже­ния. Первый полет на опытном С-52 вы­полнил в Комсомольске-на-Амуре за­водской летчик-испытатель С.В. Пырков 30 июня 1976 года. В полетном зада­нии значилось выполнение рулежки, но летчик на свой страх и риск пред­намеренно поднял опытную машину в воздух. Победителей не судят - лет­чик отделался выговором, но по­рой подобная «самодеятельность» за­канчивалась катастрофами. Первый «официальный» полет на С-52 выпол­нил в Жуковском 17 августа 1976 года летчик-испытатель ОКБ В.А. Крече­тов. Госиспытания С-52 завершились в 1978 году, в войска самолет пошел как Су-17МЗ.

Венцом развития семейства Су-7/Су-17 стала «четверка» - Су-17М4. Главная особенность Су-17М4 - интеграция бор­тового оборудования в единый прицель­но-навигационный комплекс ПрНК-54. ОКБ Сухого принадлежит приоритет в ос­нащении ударных самолетов ПрНК - первый ПрНК, «Пума», появился на бом­бардировщике Су-24. Все прототипы Су-17М4 собрали в Комсомольске-на-Амуре, первый по­лет на этом самолете 19 июня 1980 года выполнил в Жуковском летчик-испытатель ОКБ Ю.А. Егоров. В 1981 году на­чалось серийное производство «четве­рок» в Комсомольске-на-Амуре.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск