Полетный снимок ДБ-3 в своеобразном «мелкопятнистом» камуфляже, который получили некоторые машины данного типа в начале Отечественной войны. |
Ранней весной 1937 года первые пять ДБ-3С поступили на вооружение 45-й эскадрильи 23-й бомбардировочной бригады, базировавшейся в подмосковном поселке Монино. Как это нередко бывает, освоение передовой техники шло трудно и сопровождалось авариями. В результате к октябрю из первой пятерки самолетов в строю остался только один, но на замену разбитым с завода прибывали новые машины.
Тем временем на ДБ-3С начали перевооружать и другие авиачасти, в том числе 64-ю Воронежскую авиабригаду.
Но по-настоящему массовым самолетом ДБ-3 стал только к концу 1938 года, когда их численность в советских ВВС достигла нескольких сотен.
Тем временем на ДБ-3С начали перевооружать и другие авиачасти, в том числе 64-ю Воронежскую авиабригаду.
Но по-настоящему массовым самолетом ДБ-3 стал только к концу 1938 года, когда их численность в советских ВВС достигла нескольких сотен.
Боевое крещение ДБ-3 состоялось в Китае. В начале 1939 года туда в рамках военной помощи против японской агрессии отправили 24 дальних бомбардировщика с опытными экипажами. Дебют превзошел все ожидания - советские летчики совершили серию налетов на крупный японский аэродром Ханькоу, уничтожив до 140 вражеских самолетов и потеряв при этом всего три машины. Одновременно с боевой работой наши авиаторы занимались обучением китайских экипажей. Летом 1940 года они вернулись на родину, передав свои самолеты китайцам.
Гораздо более масштабно ДБ-3 применялись в ходе «зимней войны» с Финляндией 1939-1940 годов, в которой участвовали шесть дальнебомбардировочных и один минно-торпедный полк. ДБ-3 «работали» в основном по целям в глубоком вражеском тылу - военным, промышленным и транспортным объектам. Летать приходилось без истребительного эскорта, а потому финским перехватчикам порой удавалось добиваться успеха.
Но гораздо более страшным врагом оказались исключительно тяжелые погодные условия - морозы, доходившие на высоте до 60°, внезапные метели, обледенение и густая облачность, мешавшая ориентировке. Многие экипажи заблудились и пропали без вести или потерпели аварии на взлете и посадке. За три с половиной месяца «зимней войны» советские ВВС потеряли более 50 ДБ-3, причем абсолютное большинство этих потерь было вызвано небоевыми причинами.
Но в целом советская дальняя авиация выдержала суровый экзамен и внесла весомый вклад в победу над Финляндией. Особенно эффективными были авиаудары по укреплениям линии Маннергейма - главной оборонительной полосы финской армии. Только ДБ-3 могли применять 500-килограммовые и 1000-килограммовые «фугаски», от которых раскалывались массивные железобетонные ДОТы.
Заправка ДБ-3 топливом из автоцистерны на полевом аэродроме. Снимок сделан летом или в начале осени 1941 года. |
К июню 1941 года ДБ 3 уже считался устаревшим и был снят с производства, а ему на смену пришел Ил-4. Однако в строевых частях оставалось еще немало этих машин, которым пришлось летать на задания и выдерживать яростные схватки с немецкими истребителями. В 1943 году последние ДБ-3, уцелевшие с начала войны на советско-германском фронте, были списаны. Но на Дальнем Востоке эти «ветераны» продолжали служить, чтобы в августе 1945-го принять участие в последнем сражении Второй мировой войны - Маньчжурской наступательной операции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий