в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Р-5 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

08.06.2013

Эксплуатация Р-5

В полете — Р-5
В полете — Р-5 одной из авиаэскадрилий Московского военного округа, 1934 год. Разноцветная окраска вертикального оперения является отличительным признаком принадлежности машины к ее подразделению. Под крылом и фюзеляжем видны бомбодержатели. Интересно, что на этом и на многих других фотоснимках оборонительные пулеметы в задней кабине отсутствуют. Судя по всему, в мирное время тренировочные полеты на Р-5 зачастую совершались без них.
Тридцатые годы прошлого века в со­ветской авиации можно с полным основанием назвать «эпохой Р-5».

И хотя истребители И-16 и летающие ги­ганты Туполева получили в народе гораздо более широкую известность, простой и не­прихотливый Р-5 был тогда самой массо­вой боевой машиной ВВС РККА, настоя­щей «рабочей лошадкой».

Уже в 1931 -1932 годах Р-5 полу­чили 12 легких бомбардировочных эскадрилий (эскадрилья тогда состоя­ла из 30 самолетов), девять разведы­вательных и четыре корпусных, то есть связных.

С 1932 года Р-5 начали поступать не только в ВВС, но и в авиаподразде­ления других ведомств. В частности, 11 машин, оснащенных фотоаппара­тами, передали Главному геологиче­скому управлению, а еще 48 самолетов с радиостанциями отправили в Главное Управление пограничной охраны.
Строй Р-5
Строй Р-5 на военном аэродроме где-то в центральной России. Механики готовят их к тренировочным полетам, а летчики направляются к своим машинам. Обратите внимание, что на верхнем крыле самолетов, стоящих на переднем плане, установлены мачты радиоантенн.

Тогда же часть серийных машин на­чала выпускаться в грузопассажирском варианте П-5 и поступать в отделения Аэрофлота. Обычно П-5 использовали для доставки срочных малогабаритных грузов и почты.

Более 30 экземпляров П-5 и ЛП-5 получила Полярная авиация. Весной 1934 года эти самолеты прославились своим участием в операции по спасе­нию экипажа и пассажиров затонувшего в Северном Ледовитом океане парохо­да «Челюскин». Летчикам приходилось с риском для жизни садиться прямо на дрейфующие льдины, но операция завершилась полным успехом: все люди с «Челюскина» были эвакуированы на «большую землю». Пилоты П-5 Мо­локов, Каманин и Водопьянов за спасе­ние челюскинцев в числе первых полу­чили звания Героев Советского Союза.
Радиофицированный Р-5Ш
Радиофицированный Р-5Ш, совершивший аварийную посадку в 1939 году на Халхин- Голе (экипаж не пострадал]. На нижнем крыле хорошо видны округлые алюминиевые обтекатели, в которых попарно установлены пулеметы ПВ-1. Рядом с ними — маленькие «пропеллеры» генераторов, вырабатывавших электроэнергию для радиостанции и посадочных фар. 

В 1 933 году Р-5 вступили в бой, причем произошло это не на совет­ской территории, а в китайской про­винции Синцзян, правительство кото­рой объявило о своем суверенитете и об установлении дружеских отноше­ний с Советским Союзом. СССР заклю­чил с Синцзяном договор о военной взаимопомощи, в рамках которого туда прилетела эскадрилья Р-5 с советскими экипажами.

Сразу после прибытия летчикам при­шлось «понюхать пороха», поскольку против синцзянских властей поднял мя­теж один из местных феодалов. Он по­пытался штурмовать столицу провин­ции - город Урумчи, но в этот момент над его войсками появилось звено Р-5 и открыло огонь из пулеметов. Повстан­цы, впервые увидевшие «ревущих дра­конов», в панике разбежались.

После этого эскадрилья еще некото­рое время использовалась для связи, доставки грузов и обучения китайских пилотов, но однажды почти все ее само­леты были уничтожены внезапно нале­тевшим ураганом.
 Р-5
Во время Отечественной войны Р-5 активно использовались для снабжения партизанских отрядов. При невозможности посадки оружие, боеприпасы, медикаменты, продовольствие и другие грузы сбрасывались в заданных районах в специальных парашютных контейнерах, которые подвешивались на бомбодержатели под нижним крылом. На снимке — Р-5 с четырьмя такими контейнерами. 

В октябре 1936 года партия новых Р-5ССС (31 самолет) с летчиками и на­земным персоналом была отправле­на в Испанию на помощь республи­канскому правительству в его борьбе против мятежников генерала Фран­ко. 2 декабря они начали боевые действия. Дебют оказался удачным: штурмовики разгромили кавалерий­ский эскадрон и разбомбили аэро­дром Талавера, уничтожив несколько бомбардировщиков.

Но тогда же проявилась и высокая уязвимость Р-5 от огня с земли. Смер­тельную опасность для относитель­но тихоходного самолета, не имевшего брони, представляли даже винтов­ки. В первом же боевом вылете один Р-5 был сбит, еще несколько получили повреждения.

В дальнейшем число потерь увели­чилось, за месяц погибло семь машин. Это вынудило переквалифицировать штурмовик в ночной бомбардировщик и применять его в темное время суток, когда эффективность зенитного огня снижалась. С 1938 года на Р-5 летали испанские экипажи, обученные совет­скими специалистами.
 летит Р-5
Над облаками летит Р-5, принадлежащий Главному управлению пограничной охраны НКВД. В 1930-е годы опознавательные знаки советской пограничной авиации заметно отличались от опознавательных знаков ВВС. У самолетов погранохраны красные звезды рисовали не на фюзеляжах, а на рулях направления, вписывая их в ярко-зеленые круги примерно того же цвета, что и цвет пограничных фуражек. А чтобы круг выглядел более контрастно, его окаймляла белая полоса. Самолет на снимке оснащен радиостанцией и посадочными фарами. 

Летом 1938 года Р-5 и Р-5ССС при­нимали участие в пограничном кон­фликте с японцами на озере Хасан. Дей­ствуя по прямому назначению, они бомбили и штурмовали вражеские вой­ска. Зенитное противодействие было слабым, поэтому обошлось без потерь.

Через год во время очередного со­ветско-японского конфликта на реке Халхин-Гол против японцев действовала смешанная советско-монгольская эска­дрилья на Р-5Ш. Поскольку на этот раз противник имел в зоне боев сильную авиацию и ПВО, поликарповские би­планы работали только по ночам. Бое­вых потерь снова не было, но два само­лета потерпели аварии при посадках.

В сентябре 1939-го все военные мо­дификации Р-5 участвовали в необъяв­ленной польско-советской войне, в ре­зультате которой в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белорус­сия. А через два месяца началась советско-финская война, в которой Р-5, Р-5Ш и Р-5ССС тоже сыграли свою роль в качестве разведчиков, ближних бом­бардировщиков, корректировщиков и легких транспортников. Как штурмо­вики их уже не использовали, в этой роли более эффективными оказались истребители И-15бис, И-153 и И-16.

К началу Великой Отечественной войны Р-5 считались морально устарев­шими. Они были выведены из боевого состава ВВС и применялись только как учебные, связные и штабные машины. Но огромные потери самолетов в начале боевых действий заставили командова­ние вернуть «старичков» в строй. В ноя­бре 1941 года вышел приказ о форми­ровании 27 ночных бомбардировочных полков на Р-5. Самолеты и экипажи для них набирали из аэроклубов, летных школ, а также из гражданского воздуш­ного флота.
Запуск двигателя Р-5
Запуск двигателя Р-5 при помощи автостартера, установленного на шасси грузовика. Мотор автостартера при помощи цепной передачи вращал штангу, которая крепилась внахлест к храповику на втулке самолетного винта. Штанга раскручивала винт, а когда двигатель самолета запускался, соединение размыкалось, и автостартер отьезжал задним ходом.

Уже в декабре первые полки «ночни­ков» вступили в бой под Москвой. Они бомбили вражеские гарнизоны, транс­портные узлы, мосты и переправы через реки, участвовали в снабжении парти­зан и в эвакуации раненых. Но «дрях­лость» старых машин давала о себя знать. Число боеспособных Р-5 быстро сокращалось, причем не столько от бо­евых потерь, сколько из-за физическо­го износа. Положение усугублялось не­хваткой запчастей, выпуск которых давно прекратился.

До 1945 года из шести тысяч выпу­щенных Р-5 дожили только 38. В том же году все они были сданы на слом. Дол­гое время не существовало ни одно­го экземпляра прославленной машины. Но в 1985 году в горах Памира альпи­нисты нашли потерпевший аварию еще до войны Р-5. Группа энтузиастов реши­ла восстановить легендарный самолет.

Работы велись в Таджикистане на территории местного авиаремонтно­го завода, причем заканчивать их при­шлось уже в условиях развала Союза и охватившей республику гражданской войны. Только в 1993 году Р-5 воен­но-транспортным «бортом» достави­ли в Россию, и сейчас эта возрожденная реликвия отечественной истории явля­ется одним из экспонатов Монинского музея авиации.
Р-5
Аэродромные техники помогают экипажу Р-5 надеть и застегнуть парашюты перед полетом. Р-5 был первым в советской авиации крупносерийным самолетом, кабины которого изначально приспособили для этого средства спасения летчиков. В сиденьях кресел пилота и летнаба были сделаны специальные углубления — так называемые «чашки», в которые укладывались парашюты. 


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск