в Google+ Мы в Google+ История создания И-5 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

13.03.2013

История создания И-5

История создания И-5

Казалось бы, что общего между двух­моторными фронтовыми бомбарди­ровщиками времен Великой Отече­ственной войны Пе-2, Ту-2 и маленьким одномоторным истребителем-бипланом И-5, разработанным на рубеже 1920-1930 годов. Это самолеты абсолютно раз­ные по конструкции, назначению и времени создания, однако связывает их то, что все они были спроектированы авиаконструкто­рами, арестованными по ложным обвине­ниям во вредительстве и шпионаже.

Первое тюремное конструкторское бюро, прозванное «шарашкой», было ор­ганизовано ОГПУ еще в ноябре 1929 года. Туда собрали авиационных инженеров, получивших по так называемому «делу Промпартии» длительные сроки заключе­ния или даже «высшую меру» с отсрочкой исполнения приговора. «Шарашку» раз­местили в огороженном забором ангаре авиазавода № 39, из-за чего она получи­ла официальный шифр ЦКБ-39. В некото­рых документах встречается и другое обо­значение - ВТ - «внутренняя тюрьма».

Первый прототип истребителя И 5
Первый прототип истребителя И-5. Буквы «ВТ» («внутренняя тюрьма»), вписанные в центр стилизованной звезды на руле направления, красноречиво свидетельствуют о месте появления на свет этой машины.

Самым известным «вредителем» там был Николай Николаевич Поликарпов - раз­работчик знаменитого учебного самолета У-2 и ряда других удачных машин, а кроме него в ЦКБ-39 трудились еще 19 опытных специалистов, ранее занимавших должно­сти ведущих инженеров и начальников от­делов в различных авиационных КБ. Именно этим «вредителям» поручили в сжатые сроки спроектировать одномест­ный истребитель бипланной схемы под мотор воздушного охлаждения Гном-Рон «Юпитер», который планировалось выпу­скать по лицензии в СССР. Самолету при­своили индекс И-5.

Заключенных разделили на несколь­ко групп, каждая из которых независимо от других разрабатывала свой эскизный проект. Потом проекты сравнили предста­вители ВВС и выбрали разработку груп­пы Поликарпова, что и не удивительно, учитывая его талант и высокую квалифи­кацию. Затем все остальные группы при­соединили к поликарповской, чтобы еще более ускорить темпы работ. Окончательный проект и чертежи вы­полнили надо учесть, что тюремная администрация отказалась вывозить заключенных инже­неров в Москву для продувок моделей бу­дущего истребителя в аэродинамических трубах и проведения других лаборатор­ных экспериментов. А оборудования для таких экспериментов в ЦКБ-39 не было, поэтому многое приходилось делать, по­лагаясь лишь на теоретические расчеты и интуицию.
Группа заключенных участвовавших в создании И-5
Группа заключенных ЦКБ-39 и вольнонаемных работников З9-го авиазавода, участвовавших в создании И-5. В центре (в светлом плаще и со шляпой в руках) сидит В.Р. Менжинский — начальник ОГПУ, в чьем ведении находилось тюремное конструкторское бюро. Рядом с ним и на заднем плане — охранники в форме.
Тем не менее 28 марта 1930 года Управление ВВС утвердило полноразмер­ный макет самолета, а уже 29 апреля лет­чик Бенедикт Бухгольц впервые поднял в воздух опытный экземпляр машины, ставшей родоначальницей целой «дина­стии» выдающихся истребителей - И-5,
И-15, И-152 и И-153.

Заводские испытания прошли успеш­но, Бухгольц отметил отличную манев­ренность и легкость управления нового самолета, а также короткую взлетно-по- садочную дистанцию, позволявшую дей­ствовать с небольших площадок.

Всего было построено три опытных эк­земпляра, незначительно различавшихся между собой, в частности, на второй ма­шине слегка уменьшили высоту руля на­правления, а за вырезом кабины устано­вили заголовник.

В августе 1930 года принимается ре­шение о запуске И-5 в серийное про­изводство на том самом заводе № 39, при котором продолжали отбывать свои сроки несправедливо осужденные авиаконструкторы.
И-5

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск